Этот рассказ мы хотели бы посвятить настоящим мастерам своего дела сервиса АВЕС-Останкино, добросовестно и кропотливо трудящимся на поприще лечения пыжеболячек.
Как говорил герой нашего рассказа: «Счастлив тот, кто свободен, воодушевлен и занят любимым делом». Мы желаем всем, чтобы их любимые дела всегда приносили только счастье.
13-е января, пятница… Такой день просто обязан быть отмеченным какой-нибудь «авантюрой с чертовщинкой». Была бы задача - а решение найдется. Еще летом в одном из туристических офисов наше внимание особенно привлек буклет региона Rhone-Alpes, приглашающий в числе прочих достопримечательностей посетить уникальное, одно из самых диковинных мест Франции - Palais Ideal du Facteur Cheval (Идеальный Дворец Фердинанда Шеваля) в местечке Hauterives департамента Drome des Collines. Это были последние дни, когда Дворец открыт для посетителей (потом он закрывается до весны), а чудо сие находится в восьмистах километрах от Парижа, ко всему нам еще предстояло и вернуться обратно в столицу. Конечно, путешествие тщательно планировалось (у нас даже было персональное приглашение, - директор музея - месье Кристоф Бонан любезно согласился лично принять нас), и все же в процессе подготовки оно не раз встречало препятствия разного рода, так что мы и сами не знали наверняка, как все сложится. Но, как говорится, смелость города берет. И сейчас мы с гордостью можем сказать: «Да, мы сделали это!» А в качестве доказательства – наш отчет. Итак, обо всем по порядку…
Раннее парижское утро. Мы завтракаем в уютном гостиничном кафе, окутанные ароматами кофе и свежевыпеченных круассанов. Еще совсем темно, начало седьмого утра, но привычная для больших городов суета уже понемногу начинает заполнять окрестные улочки Монмартра, где мы на время поселились. За окошком сыро, но тепло даже для французской зимы, и, если не смотреть на лист календаря, октябрьское дежа вю обеспечено. На какие-то мгновенья к стеклу прильнул желтый лист, и, прежде чем он был сорван дуновением, успеваю приложить руку и подумать: «Если сейчас улетит – всё будет так, как задумали…». Поводов для беспокойства как будто нет, но все же немного волнуюсь и для самоуспокоения стараюсь во всем окружающем находить добрые приметы. Ведь пятница, 13-е… А в ближайшие 15-18 часов нам предстоит путешествие с общим пробегом около полутора тысяч километров – сначала из Парижа в Лион, затем по направлению к Марселю в поисках Отерива – а после обратно в Париж.
Атлас автодорог, документы, водительские права, билеты и фотоаппараты – это все, что нам необходимо. Нам сообщают, что такси до Лионского вокзала уже ожидает, и мы срываемся в путь.
Располагая собственным авто, мы все же иногда прибегали к услугам такси. На этот раз нас ждал серебристый Пежо 607 (сразу отметили для себя, что сумма цифр дает тринадцать… опять хорошая примета). Любезный водитель, приятная классическая музыка, город в утренней дымке; непринужденно болтаем с таксистом - он дарит нам календари-визитки, угощает конфетами, рассказывает о своем любимом русском клиенте с фамилией то ли Молоков, то ли Малахов, и через 20 минут, что заняла дорога до вокзала, мы расстаемся как давние приятели.
Полчаса до отправления поезда. Несмотря на обилие пассажиров в «пиковое» утреннее время, никто никому не мешает и можно спокойно прогуляться по вокзалу, разглядывая мозаику на стенах, пальмы в кадках, корзины с благоухающими гиацинтами и цикламенами и не переставая удивляться разным приспособлениям и «фенечкам» для удобства пассажиров.
Все организовано так, что привычной для нас сутолоки и неразберихи нет. Понятное информационное табло, плывущая дорожка, удобный выход на перрон, на специальном экране - схема поезда с номерами вагонов и ориентиром нашего местонахождения, компостер билетов - и вот мы уже любуемся красавцем TGV Duplex – скоростным двухэтажным поездом, похожим на притаившуюся в кораллах мурену. Он домчит нас до Лиона (почти 600 км) всего за … 1 час 50 минут!!! (мои привычные 30 км на машине от дома в Королёве до офиса в Москве занимают иной раз больше).
Быстро и с комфортом, позволяющим почувствовать себя как дома, в любимом кресле
Через два часа Лион встречал нас теплым утром в лучах солнца. Можно вдохнуть с облегчением. Мы улетали во Францию, так и не получив высланные нам по почте более чем за месяц до поездки билеты на TGV. Почта России, сославшись на длинные праздники и нервных адресатов, мешающих жить, сняла с себя всю ответственность.
Французы просто извинились и за себя, и за почту России, выписали дубликаты билетов и пожелали счастливого пути.
Четко отработала и контора по аренде автомобилей здесь же, на вокзале в Лионе. Лист подтверждения предварительного заказа не понадобился. Имея добросовестную кредитную историю, мы легко прошли все необходимые формальности, попутно получив еще и скидку. «Если Вы не успеете вернуться до закрытия конторы, оставьте ключ в нашем почтовом ящике, здесь за углом» - сказал менеджер, передавая нам ключ от Мерседеса. Как? То есть, поставить машину стоимостью 30 тыс. евро на стоянку, а ключи от нее - в ящик на вокзале, и все свободны? «Если пожелаете, можете бросить туда же еще и отзыв о нашей работе», - добавил он, не поняв, что нас смутило. К тому, что здесь все для людей, привыкаешь быстро, но с каждым разом не перестаешь удивляться.
Спустя пятнадцать-двадцать минут мы уже выезжали из Лиона на трассу A7 (Париж-Марсель), идущую параллельно реке Рона, в направлении на Валенс. Через 80 км сворачиваем на дорогу D51, и далее, ориентируясь на Гренобль, неспешно продвигаемся от деревни к деревне по узким сельским дорожкам (отличного, надо заметить, качества),
наслаждаясь окрестными видами и приближаясь к цели нашего путешествия
Наконец, Отерив (Hauterives). Небольшое поселение департамента Drome des Collines, в ста с небольшим километрах к юго-востоку от Лиона, насчитывающее около 1300 жителей и относящееся к сельскохозяйственным регионам Франции. Он встречал нас чистым воздухом, ярким солнцем, небом цвета василькового Пыжа…
… и такими знакомыми персонажами
.. и даже такими
Оставляем машину на площади у мэрии (она есть и в каждой французской деревне), и отправляемся на небольшую прогулку.
Мэрия, ратуша, школа, платановые и кипарисовые аллеи, да три десятка домов – вот и весь Отерив, известный, тем не менее, без преувеличения сказать - всему миру.
Известный, благодаря одному человеку – его имя Фердинанд Шеваль (1836 – 1924).
Впрочем, он сам, лучше чем кто-либо, мог бы рассказать о себе.
Вот строки из его автобиографического послания, датированного 15 марта 1905 года:
«Сын крестьянина, сам крестьянин, я хотел бы своей жизнью и смертью доказать, что и среди представителей моего сословия есть люди творческие и деятельные. Двадцать девять лет я оставался простым сельским почтальоном.
Служил верой и правдой, и был счастлив; а теперь – вот моя странная история. История, где сон стал явью, сорок лет спустя…
В мечтах я строил дворец, замок с пещерами и лабиринтами; я не могу всего выразить, но это было столь красиво, столь живописно, что по прошествии десяти лет настолько прочно запечатлелось в моем сознании, что невозможно было уже оттуда вырвать.
Я сам обращался в безрассудство, в безумие; я никогда не был каменщиком, я никогда не прикасался к мастерку; «скульптор-ваятель», я не представлял себе резец или долото, в архитектуре я не знал ни слова, я никогда ей не учился. Я никому не говорил об этом в страхе быть осмеянным или показаться смешным самому себе.
Пребывая в таком состоянии уже около пятнадцати лет, в тот самый момент, когда я мало-помалу стал отпускать свою мечту, не надеясь уже, что она увидит свет, мои ноги вновь напомнили о ней.
Я чуть было не упал, зацепившись за какое-то препятствие; мне захотелось узнать, что это было. Это был камень причудливой формы, который, удовлетворив любопытство, я положил к себе в карман. На следующий день, я вновь прошелся той стороной, нашел еще более красивые камни и, собрав их, остался этим очень доволен.
Эти камни, впитывая в себя силу времен, под воздействием воды и воздуха постепенно становились нечто большим, нежели просто булыжниками. Каждый из них представлял из себя мини-скульптуру, странную и невозможную к воспроизведению человеком. И тогда я сказал себе: «Если сама природа творит скульптуры, я могу их сложить и превратить кладку в архитектурное творение. Вот моя мечта. За работу».
С того самого дня я стал ежедневно обходить овраги, холмы, пересохшие долины, словом - всюду, где можно было найти причудливые камни. Я начинал собирать их в обычный носовой платок, иногда отсеивая дюжину прочих, прежде чем взять один, подходящий мне. Так начинались мои похождения. Вскоре я стал носить уже корзину. Мой ежедневный маршрут почтальона составлял около тридцати километров, и к его завершению я часто нес за спиной наполненную камнями корзину весом сорок и более килограммов. К тому же на местах, где я находил камни, я собирал их в небольшие кучки, и вечером, взяв тачку, возвращался, чтобы забрать их. При этом иногда приходилось преодолевать более 10 километров. Я возвращался к двум-трем часам ночи.
Я не смог бы рассказать обо всех деталях, перипетиях и страданиях, что приходится испытывать. Это было бы слишком долгим к перечислению, да и мое образование не позволит мне сделать это качественно. Могу лишь сказать, что в таком режиме, и день и ночь, я тружусь уже на протяжении 26 лет, без передышки возводя мой дворец.
Мои гости, посетители со всей страны, число которых растет год от года, сходятся во мнении, что одному человеку ни за что не хватило бы мужества и воли, чтобы возвести мое творение. Они восклицают: «Это невозможно, это невероятно!» - но в то же время и признают: «Это великолепно!» Мало кто верит в то, что я смогу завершить свой замысел, но это только придает мне сил» …
Сегодня одна из улиц Отерива носит имя Фердинанда Шеваля, где расположен его дом и таинственный сад. Приоткрыв дверь в этот сад, посетители видят профиль внушительного сооружения
Фердинанд Шеваль, более известный под именем Почтальон Шеваль, вошел в историю произведений искусства с поистине уникальным творением – Пале Идеаль.
Этот монумент был сооружен в свободное от основной работы время, одним человеком – человеком неутомимым и упорным, находящимся вне каких бы то ни было культурных или художественных течений, человеком, который буквально жил своей мечтой и воплотил ее, затратив на это 33 года!!! А в качестве инструмента ему понадобилось только то, что перед Вами:
Камни, тачка, молоток, вода, глина и… 33 года жизни!
Предваряя восторги по поводу увиденного, читаем послание автора: «1879 –1912. 33 года борьбы, 93 тысячи часов, 10 тысяч дней. Кто думает, что может лучше – пусть попробует». И становится совершенно очевидным, что Идеальный дворец – это титанический труд, труд одного человека, но труд целой жизни! Мы приглашаем Вас его посетить!
Фасады Пале Идеаль вытянулись вдоль границ сада на 26 м (Восточный и Западный) и 15 м (Северный и Южный) и возвысились местами до 12 м. В комплексе они превышают 1000 м. куб. каменной кладки.
В то время как в соседских садах выращиваются салаты и всевозможные овощные культуры, в саду Фердинанда Шеваля – иной пейзаж: здесь высятся каменные великаны,
здесь Вы встретите Цезаря и Архимеда,
здесь мечеть соседствует с индуистским храмом и швейцарским шале,
Вы узнаете о происхождении Адама и Евы,
прогуляетесь по галерее скульптур первобытных времен
сможете посетить весь мир – от востока до запада!
Человек, возвысившийся над своим социальным положением простого сельского почтальона, Фердинанд Шеваль стал подлинным творцом. Уносясь каждую ночь в свои воображения, он путешествовал по всему миру посредством скульптур и посланий: «По вечерам, когда на пороге ночь, и весь род человеческий отдыхает, я работаю над моим творением. Но никто и никогда не увидит моих страданий и мучений».
Это был тяжелейший путь длиною в 33 года, полный лишений и самопожертвования. Он спал всего 2-3 часа, возвращался к обязанностям почтальона, проходя ежедневно более 30 км, затем еще 10-15 км в поисках камней, а по ночам работал и работал в свете фонаря.
Сооружение Дворца было осуществлено в одиночку. Природа была его единственным союзником и помощником, открывая страницы своей книги, день за днем награждая его камнями всех форм и оттенков, которые он принимал со всей ответственностью и украшал свое творение, называемое «Храмом природы».
А мы, спустя сто лет, на время и с позволения дирекции Дворца стали его «полноправными хозяевами»:
Соседи Ф. Шеваля склонны были считать его сумасшедшим. Но уже первые посетители Дворца в 1905 году смогли оценить его труды: «Я искал, я нашел. Сорок лет я корпел, чтобы явить свету мой волшебный дворец. Подчиняясь моим мыслям, моим идеям, мое тело выстояло, не взирая на течение времени и критику. Жизнь стремительно утекает, но мой замысел, мои мысли и чувства будут жить в этих стенах».
Надписи-послания автора сопровождают Вас. И Вы чувствуете его незримое присутствие, и разговариваете с ним, и соглашаетесь, и возражаете, и убеждаетесь…
«Бог и Родина наши покровители. Если мы чтим их - они благосклонны к нам.
Для хорошего человека все люди братья, наша стезя - уважать всех и каждого.
Мы как тени на этой Земле. Мы приходим из пыли, в пыль и уходим.
Тело человека превращается в пыль, но душа остается бессмертной.
Слабость и сила уравновешиваются, когда противостоят смерти.
Для жаждущего сердца нет преград ни в чем.
Этот монумент воздвигнут простым мещанином.
Помните, что вера в достижение цели - ключ к её достижению.
Помоги себе сам и да снизойдет на тебя помощь свыше.
На поле трудовой "брани" я добился своей победы.
Работа - моя единственная слава, честь - мое единственное счастье.
Жизнь это бурный океан, бушующий между колыбелью младенца и могильным склепом.
Жизнь без цели - химера» …
В конце 60-х годов 20-го века Пале Идеаль был отнесен к Памятникам исторической значимости благодаря инициативе Андре Мальро - главы Французского архитектурного комитета, после чего была проведена его реставрация, и Дворец возродился и утвердился в качестве всемирного достояния…
…прекрасного в любое время года…
…днем
… и ночью
Огромный интерес вызывает и финальный труд Фердинанда Шеваля – «Гробница тишины и вечного сна», которую он собственноручно сооружал с 1914 по 1922 г, и в которой упокоился на местном кладбище рядом со своими близкими
Жизнь длиною в 88 лет, Идеальный Дворец, тысячи восторженных посетителей в год…из Европы, Америки, Китая, Японии и даже Новой Зеландии. Не так уж и плохо. Дай бог каждому, хотя бы половину. И дай бог каждому мечту, ради которой стоит жить.
В «Золотой книге» (как её отрекомендовал месье Кристоф Бонан – директор музея) посетителей Дворца рядом с арабской вязью, иероглифами и латиницей теперь есть отзыв и на русском языке…
Мы же, восхищенные и ошеломленные, на крыльях мечты и французских скоростных желелезных дорог тем же вечером вернулись в Париж, успев встретить Старый Новый Год по московскому времени - на скорости 300 км в час где-то на просторах центральной Франции, и по парижскому времени - в самом сердце французской столицы!
Но путешествие наше на этом не закончилось, а потому…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…:wink: