Во второй половине августа скатались наконец-то в Литву. А то по Эстонии-Латвии уже много покатались, а вот Литва как-то оставалась неохваченной. Так что выкладываю небольшой отчетик.
После поездки в Карелию (отчет позже набросаю) осталось немного отпуска и было решено съездить покупаться в море. Посмотрели в сети прогноз погоды. На рижском и видземском взморье было прохладно, в Пярну дорого, да и вообще в эстоньщину чего-то было лень ехать — осталась Литва. Забронировали на booking-е аппартаменты в Паланге (в районе Неринги, на косе, через интернет было уже ничего не найти).
Кстати, надо заметить, что по Литве в Интернетах очень немного информации, особенно по сравнению с Латвией и Эстонией. Т. е. составить маршрут для осмотра местных достопримечательностей оказалось непросто. Вроде и отчеты какие-никакие в сети есть и на национальных и туристических сайтах информация присутствует, но все как-то расплывчато, без координат / явок / паролей / цен / часов работы. Но все-таки маршрут примерный прикинули. Залил свежие карты и POI в нафигатор (для поездок по Прибалтике пользую IGO с картами от Teleatlas. Хотя карты от Regio и Navteq подробней, но маршруты по ним получаются сусанинские). Пыжа заправил, фары протер тряпочкой и по колесу ногой попинал — все как положено.
Выезжать решили ночью, так как дорога неблизкая, а нашему семейству чем рано утром встать — лучше совсем не ложиться. В общем, к 3 часам шмотки собрали, часа в 4 выехали. На Шумилкино приехали еще затемно. Ехали шепотом — темно, да еще туман стал собираться и после Изборска начали наконец-то дорогу ремонтировать, местами асфальт срезан был, местами кучи песка и строительной техники на дороге набросаны.
Таможню проходили непривычно долго. Сперва наш таможенник попросил показать запасное колесо (первый раз такое!) - пришлось выгружать сумки из багажника. Потом на эстонской стороне уже пройдя досмотр зависли. Пересменок или еще что у них было, но простояли в ожидании шлагбаума минут …дцать.
На кусочке эстонской территории как обычно встретили лося, стоящего прямо на трассе (хорошо заметил, успел оттормозиться) потом еще косулю и лису.
До Риги ехали в тумане, иногда метров 20 видимость была, не больше. Но дорога уже знакомая вдоль и поперек, доехали без происшествий.
Вокруг Риги навигатор нарисовал дорогу по объездной. Поверил, вспомнив шутку латышей про то, что в любое место Латвии можно доехать за 3 часа, если только это место — не другой конец Риги. По всей объездной был перманентный ремонт. Местами реверсивное, много грунтовки, постоянно ограничения «30», пробки. Потеряли больше часа (а средний расход подскочил с 6.3 до 6.6). Через Ригу было бы быстрее однозначно. Только после Kekava стало повеселее, но потом попали на ремонт развязки на повороте с объездной на Елгаву. Там зевнул временную тропку для поворота налево, пришлось пилить до разворота, потом опять к этой злополучной развязке. Кое-как ее преодолели.
Шоссе A8 (оно же E77) качеством так себе. Лучше конечно, чем у нас дороги, но все равно… Вообще, ИМХО, в Латвидже самые плохие дороги из всей прибалтики. Но они все равно в разы лучше наших. Главное, что нет на них неожиданных дыр и ям до центра земли. И забытых дорожниками сфрезерованных ступенек асфальта и открытых люков. И прочих сюрпрайзов, на которых рискуешь оставить подвеску. Да, есть местами небольшая (по нашим меркам) колейность, есть участки, состоящие сплошь из заплаток (но это не наши заплатки — там они гладкие и ровные, их только по шлепанью резины ощущаешь). Везде разметка — знаки — столбики. Камеры встречаются, но латыши на них внимания не обращают — пилят 110-120. Перед многими (но не перед всеми) камерами стоит предупреждающий знак. Если нарваться на «живого» полицая с феном — можно отделаться купюрой в 500 рублей (взятки и «черный нал» рублями последнее время латыши любят и охотно берут, ага, сам удивляюсь. ).
Поля вдоль дорог, в отличие от рашки, все распаханы-обработаны-ухожены. Правда ни разу не видели, чтобы в эстонии или латвии на них кто-то работал. Только коровы на лугах лежа жуют траву. Подозреваем, что по ночам на поля высаживают нано-десант из евросоюза, который и делает всю работу. А вот в Литве народ и трактора на полях повсеместно копошатся. И, естественно, эти трактора периодически тошнят по трассе. В Литовских деревушках, расположенных вдоль трассы, неоднократно видели что-то вроде наших МТС со всякой сельскохозяйственной техникой, только не разбомбленные, а чистые и ухоженные, набитые всякими буржуйскими сеялками-веялками.
После границы с Литвой
качество дорожного покрытия сразу становится лучше. Но начинают задалбывать постоянные ограничения «70» и «50» (из-за постоянных разгонов-торможений расход вырос до 7.5). Камеры натыканы через каждые 3-4 км. Почти перед всеми стоит предупреждающий знак (фотка не моя, взято здесь
http://foturist-ru.livejournal.com/348101.html).
Народ, в основной массе, скорость соблюдает, максимум +5 км/ч к потолку. Радар-детекторы запрещены, даже просто провозить его в машине выключенный нельзя. Ограничения скорости сильно выматывают и не дают расслабится. Тем более, что приходится постоянно соображать, где же закончится действие очередного знака. Часть действует, как и положено, до первого перекрестка. После некоторых стоит знак «отмена ограничения скорости», но так как никакой разумной логики в их установке нет, то можно долго пилить 70 по вполне ровной и пустой дороге, потом плюнуть и притопить, и только через километр после этого повстречать «отмену ограничения». Есть знак «зона»:
- он будет действовать до такого же отменяющего эту «зону». Никакие другие отменяющие знаки или перекрестки тут в отмаз не катят. Ну и самый мерзкий случай (и самый распространенный) — это знак с табличкой «зона действия». Надо постоянно засекать и считать когда же это ограничение закончится. Или въезжаешь в какой-нибудь Ужупинск. Знак «70», через 10 метров за ним — знак «населенный пункт». Сколько потолок? 70 или 50? По логике 50, навигатор и местные едут 70.
Если бы не эти дурацкие ограничения — можно было бы Литовские дороги назвать лучшими в Прибалтике. А так только второе место. На первом у меня Эстоньщина — лучшее качество асфальта в населенных пунктах, хорошее покрытие на трассах, разумно выставленные знаки, хорошая разметка и вообще организация движения более вменяемая. Латвия — в аутсайдерах. И трассы не ахти и в городах асфальт старый. Но в этом году европа денежки выделила, начался везде ремонт, может и подтянут уровень. А от Литвы — двоякое впечатление. В населенных пунктах асфальт не очень. Трассы — хороши, но ограничения логике не поддаются. Например, трасса Паланга-Клайпеда. Шикарное четырехполосное шоссе (местами 6 полос), встречный поток отделен, всякие съезды-развязки и пр. Но если в радиусе 500 м стоит какой-нибудь курятник - «70». Если есть съезд на какую-нибудь козью тропку - «50». Мост через ручей (по две полосы в каждую сторону, встречка по другому мосту пущена) или 1 заплатка на дороге - «30». И точно такая же трасса Клайпеда-Вильнюс. 130 !!! Точно такой же ширины / качества / загрузки. Где логика?
Кстати, знак на зеленом фоне — 130
машинка на синем прямоугольнике — 110
(никогда не понимал, зачем у нас тоже есть такой знак?)
Еще из особенностей литовских пдд — можно поворачивать направо на красный свет, если к светофору прилеплена стрелка (только нужно обязательно тормознуться, как на знак «stop» - в некоторые светофоры имплантированы камеры, которые за этим секут).
Стрелки бывают зеленые и черные, в чем разница — не знаю.
Алкоголь — 0.4 промилле (в Латвии 0.2), так что бутылочку пива вполне можно себе позволить. В машине должен быть светоотражающий жилет. «Шашки» запрещены правилами, т.е. обгонять слева нельзя никогда. Как быть на многополосной трассе, если едешь по своей правой полосе быстрее, чем кто-то по крайней левой — не знаю, получается по-любому нарушение (или это только в Эстоньщине так, могу сейчас и напутать). Вообще, подробности о ПДД в Литве можно почитать здесь:
http://vilnia-by.com/archives/664Бензин ~4.65 лита. Минимум 95, 92 нет вообще. Есть 98 био (содержит до 40% спирта). Он чуть подешевле, чем 95. Самый дешевый 95 (4.54) - на любимых мной Neste. Соляра 3 видов - обычная, экто и био (самая дешевая). Экто дороже, чем 95, обычная чуть дешевле. На заправках везде сперва заправляешься - потом идешь платить. На самой колонке есть контейнеры с одноразовыми перчатками, салфетки. Дизелей очень много. Удивительно, но литовцы, в основной своей массе, ездят на довольно простеньких машинках, обычно 12-13 летних, средней ушатанности. Очень много 406 пыжей, в том числе купешек, и всяких-разных вольв. Ладно, возвращаюсь к рассказу о поездке.
ту би континуед. Гора крестов