Часть третья. Акустическая шумоизоляция и звук.Скажу сразу – это самая спорная тема, так как очень много мнений об оснащении звуком авто. Все что я делал - отвечает исключительно моим потребностям и ни в коем случае не претендует на «профессиональный» звук.
Просьба: не надо срочно кидаться покупать все приведенное выше и повторять все один к одному. Прежде чем купить усилитель, сабвуфер или что-то другое, нужно определить место для установки, замерить, почитать профильные форумы, обзоры и подобрать что-то свое. В любом случае, только специалист, который специализируется на установке автоакустики, может помочь рассчитать сбалансированную аудиосистему.
Поэтому, сначала недостатки:
1. 4-х канальный усилитель не считается хорошим решением. Оправдание: я его взял из за исключительной компактности – высота 4,35 см. Отлично влезает под водительское сиденье.
2. Оставил «родную голову». Это значит, что осложнено (но теоретически возможно, хотя бы программно) использование звукового процессора. Поэтому нормальную звуковую картину не получить. Оправдание: потому что уже говорил – не хочу внешне ничего менять, любая замена выглядит инородно, ИМХО. К тому же, я выпаял линейный выход и, как результат, от «головы» используется только коммутационная часть, вносящая минимум искажений.
3. Как источник звука – аудиокарта ноутбука Realtek HD Audio. Качество таких карт часто критикуют. Оправдание: я очень доволен звуком, если со временем заменю ноут на более мощный, куплю более качественную внешнюю звуковую карту (USB Sound Blaster X-Fi Surround 5.1).
4. Сабвуфер не большой по объему. Оправдание: зато он маленький!
Вообще, я хотел летом его вынуть из корпуса, выклеить в багажнике для него короб, равный по объему ящика и встроить его в стенку багажника. Но пока не решил, тем более что он идеально прилегает к левой стенке багажника, как будто предназначен для 407-го. Количеством баса я вполне удовлетворен.
5. Не очень удачная конструкция дверной обивки – так и не удалось полностью избавиться от посторонних призвуков на морозе при большой громкости (на холоде обивка «дубеет»). Если ее перетянуть, то можно довести до идеала, но я пока не готов к этому.
6. Вообще, гнаться за идеалом можно бесконечно. Но нужно понимать, что в движении так много паразитных низкочастотных звуков от подвески, от мотора, а так же отраженных звуков, что вся картина «ломается». Главное что достигнуто – огромная разница относительно штатной звуковой системы в лучшую сторону.
Акустическая шумоизоляция и динамики.
Задача – из виброматериала выклеить внутри двери подобие короба, на наружной части двери (изнутри) и на внутренней. В результате изменится резонанс дверей, они перестанут «бренчать». Так же, из звукопоглощающего материала сделать прослойку, чтобы паразитные звуки из двери не попали в салон. Хватит теории – ее в интернете достаточно.
Вот такой комплект акустики я купил:
Обратите внимание на разницу штатных динамиков и купленных:
Пищалки (твитеры):
Инструмент для обжима лучше, чем простые пассатижи, и вот такие клеммочки:
Разбираем двери.Предварительно нужно подкупить комплект крепежных пистонов дверной обивки – даже если они не поломаются, все равно старые уже ослабли и их лучше заменить. При покупке убедитесь, что они с резиновой юбкой (встречались и без).
По фоткам примерно ясно как разбирать, главное – найти все саморезы и их заглушки. В водительской двери саморез есть под резинкой в корытце.
На правой двери нужно снять с ручки накладку. Ее нужно вытолкнуть через маленькую дырочку с внутренней стороны ручки, например, гвоздиком:
Дата: 8 июня 2008 г.Под ручкой есть тоже саморез под заглушкой:
Осторожно снимаем пластиковую накладку и отключаем провод от кнопки:
Отвинчиваем все саморезы:
Тянем на себя обивку и снимаем ее. Начинать лучше в районе динамика, потом приподнять четь вверх. Не забыть снять провода с плафона подсветки порогов и снять сам плафон:
Вот такая хлипкая родная шумоизоляция, а под ней голый металл (внизу полоска из виброматериала все-таки имеется). Белую пленку аккуратно отклеиваем, а так же снимаем динамики:
Примеряем динамики и выпиливаем в подиумах все лишнее. Неплохо бы выклеить новые подиумы, но я не стал - родные меня вполне устроили. Вперед у меня идут "Hertz" (на фото черные), назад идут "Ural" (на фото красные):
Назад в обивку врезаем пищалки (твитеры) из комплекта Ural. Пришлось купить коронку по дереву, закрепились без затруднений:
Поскольку я не люблю «портить» родную проводку, я разобрал фишки, вытащил контакты и удлинил провода используя клеммочки. Потом спрятал соединение в термоусадку. Таким образом, возможен демонтаж акустики с возвратом в начальное состояние (не знаю только зачем):
Раскраиваем "Виброфильтр" (укладывается без фена). Я сначала делал трафарет из газеты:
Сначала обезжириваем внутреннюю поверхность, потом проклеиваем виброизоляцией каждый доступный уголок. Осторожно! Не заклейте дренажные отверстия для слива воды в нижней части дверей. Остальные же лишние отверстия вверху можно заклеить. Но посмотрите на обивку – там есть направляющие, от которых дырки заклеивать нельзя – иначе не поставите потом ее на место:
Потом проклеиваем внешнюю часть. На задней двери я закрепил кроссовер на купленную по случаю пластину с дырочками. Получилось достаточно прочно. Чтобы протянуть тросик, ручку сдвигаем, поджав фиксатор, и снимаем с двери, а потом с тросика:
Устанавливаем и подключаем динамики (передние двери пока без кроссоверов).
Не забывайте соблюдать полярность динамиков! А так же, проклеиваем снаружи "Изолонтейпом":
Правильно устанавливаем передние пищалки (Твитеры).Поскольку высокие частоты имеют четкую направленность распространения, сильное затухание и высокую способность отражаться от твердых предметов, важно правильно расположить пищалки. Они должны "смотреть" крест накрест, то есть, левая должна быть направлена на правого пассажира, а правая - на водителя. Таким образом, мы немного скомпенсируем разницу в расстоянии до источников звука. Вот, нарисовал поясняющую картинку:
Свои твитеры "Morel" я закрепил на углах передних дверей. Вот так это смотрится:
Я долго «мучил» кроссовер для передней двери, не зная, куда его пристроить. Не нашел ничего лучше, как вклеить его таким образом. Если с задними кроссоверами проблем не было, то передние вызывали вибрацию и их пришлось переставлять несколько раз и проклеивать шумоизоляцией. А так же, в районе черного пенопластового «кубика», обивка двухслойная и на холоде от этих слоев исходят призвуки. Поэтому пришлось их проклеивать еще между собой. И все-таки, я результатом не очень доволен – перетяжка решила бы эту проблему в корне. Почему я разместил кроссоверы в дверях? Потому что не хотел тянуть дополнительные провода из двери в салон:
Наконец, собираем двери в обратном порядке. Трудности могут возникнуть с передними дверями. В двери есть прорезь:
В прорезь должен попасть направляющий язычок. Его можно случайно загнуть или сломать:
Контролировать и подправлять язычок при установке можно через эту дырочку:
Установка усилителя и сабвуфера, подключение «головы» RD4 Blaupunkt.Распиновка разъема RD4:
Спойлер
Part A
Pin 1: audio rear right +
Pin 2: audio front right +
Pin 3: audio front left +
Pin 4: audio rear left +
Pin 5: audio rear right -
Pin 6: audio front right -
Pin 7: audio front left -
Pin 8: audio rear left -
(контакты с 1 по 8 - это выходы усилителя мощности, на динамики)
Pin 9: not used
Pin 10: data CAN high
Pin 11: +12v switched remote - выход сигнала на включение внешних устройств (усилителей)
Pin 12: battery +12Вольт на питание магнитолы
Pin 13: data CAN low
Pin 14: external mute - вход для сигнала приглушения музыки, например от handsfree
Pin 15: not used
Pin 16: ground - "масса" магнитолы
Part B
Pin 1: audio right AUX 2
Pin 2: audio ground AUX 2
Pin 3: not used
Pin 4: audio right AUX 1 - правый канал входа AUX
Pin 5: not used
Pin 6: not used
Pin 7: audio left AUX 2
Pin 8: not used
Pin 9: not used (microphone)
Pin 10: audio left AUX 1 - левый канал входа AUX
Pin 11: audio ground AUX 1 - "земля" входа AUX
Pin 12: not used
Part C
Pin 1: ground CDC (cd-changer)
Pin 2: data CAN low CDC
Pin 3: + battery CDC
Pin 4: audio right CDC
Pin 5: not used
Pin 6: not used
Pin 7: data CAN high
Pin 8: audio ground CDC
Pin 9: not used
Pin 10: audio left CDC
Pin 11: not used
Pin 12: not used
Аудио-ВХОДВНИМАНИЕ! Активировать аудио-вход (или два аудио-входа) нужно обязательно!Поскольку в качестве аудиовхода я использовал адаптер от ERTA, то для полности описания привожу чужой опыт по установке входа. Пока не ясно, насколько качественный будет звук, если отказаться от покупки штатного адаптера (Ref. 9706.AG). Это требует подтверждения. Вот источник:
http://forum.aves.su/viewtopic.php?t=30851Схема подключения:
Аудио-ВЫХОДВыпаиваем низкочастотные выходы из магнитолы, 4 штуки. На проводах припаиваем разъемы RCA (тюльпаны). Первое фото не мое, взято отсюда:
http://forum.aves.su/viewtopic.php?p=571369#571369:
Дата: 21 июня 2008 г.Для питания я выбрал провод сечением 8Ga (Gauge). В интернете можно найти таблицы расчета сечения провода в зависимости от тока потребления и длины кабеля. Вот первая наугад:
http://www.autolife.by/caraudio/info/calibr.htmlПротягиваем силовой кабель напрямую от аккумулятора в районе педального узла:
Дата: 26 июня 2008 г.Справа видна педаль тормоза:
Под капотом можно использовать проволочный крючок, чтобы «поймать провод»:
Привязав к одному проводу, можно вытянуть второй. WD-40 облегчит задачу:
Под капотом желательно все силовые провода убрать в гофру. Гофра должна быть разрезная, бензостойкая, специальная для авто, а не со строительного рынка:
Снимаем магнитолу и водительское сиденье. Протягиваем акустические провода (двойной экран, с дополнительным проводом управления для включения усилителя). Чтобы провода не касались консоли и не издавали лишних звуков, оборачиваем их полоской из "Моделина". Силовые провода я приготовил для питания «головы» напрямую от аккумулятора, но пока не стал подключать, хотя некоторые настоятельно советуют:
Подключаем усилитель:
Убираем все лишнее под коврик, устанавливаем крышку на усилитель:
Остается одна проблема – вентиляционные патрубки попали прямо под усилитель. Летом это хорошо – улучшается охлаждение. Зимой же теплый воздух будет его подогревать. У меня в планах обвести патрубки сбоку. Но пока что за всю зиму проблем с охлаждением усилителя не было (на крайний случай у него есть защита). С поступлением воздуха из-под него тоже все нормально. Но все же постараюсь летом «довести до ума»:
Чтобы не отрезать фишки, предназначенные для динамиков, я подключился, используя клеммы:
На фото провода от фишки идут влево - к выходу усилителя, вправо - к дверным динамикам по штатной проводке (вернее, к кроссоверам, а через них к динамикам). С помощью термоклея формируем разъем:
Управление питанием усилителя - снимаем +12в. с колодки, согласно приведенной ниже схеме. Предварительно убедитель тестером, что на нам при включении зажигания появляется +12 вольт!
Под капотом подключаемся к плюсу в коробе (под гаечку на клеммнике, по рисунку слева) и к массе на крыле (на рисунке справа, там есть болтики специально для массовых клемм).
Предохранитель в капсулу устанавливаем непосредственно перед запуском системы:
Дата: 25 октября 2008 г., теперь дошла очередь до сабаДля сабвуфера в багажник я протянул силовой кабель и экранированный аудио-кабель (с доп. проводом управления питанием усилителя) в пороге. Управление питанием усилителей я брал от задней розетки для прикуривателя. Сделал отвод обычным Y-коннектором от задних каналов. Типа такого (2 штуки):
Разбирать пороги не сложно. Но нужно
очень осторожно снимать облицовку средних стоек. Сначала отодвигаем уплотнитель по бокам. Начинаем с верхней части - тянем на себя, внутри металлические защелки отцепятся (показано красными стрелками).
Осторожно, облицовка может треснуть! Потом снимаем ее вверх (по зеленым стрелкам). Если начинать разбирать ее снизу - поломаются направляющие штыри:
Так разместил усилитель и сабвуфер. Крепить сабвуфер и прятать усилитель буду летом. Как видно, саб встал идеально – как будто там и родился, сверху видна лампа, сбоку крышка открывается без проблем:
На заднем стекле разместил ТВ-антену (Pioneer AN-G3). Пока прием не очень, так как тонированные стекла гасят сигнал. Может еще в моем районе прием слабый. Пробовал поставить дополнительный усилитель - стало гораздо лучше. Буду искать 4 подходящих ТВ-усилителя, так как тюнер имеет 4 антенных входа:
Сейчас проходят испытания курсовой камеры. Она временно закреплена на зеркале, но планирую закрепить ее на датчик света и спрятать все провода:
Ух, кажется все. Прошу прощения за большой трафик - бОльшая часть фоток и так осталась не выложена.
Если есть неточности - пишите.
ПРОШЕЛ ГОД, ПРОДОЛЖЕНИЕ С ИСПРАВЛЕНИЯМИ И ДОРАБОТКАМИ В ЭТОЙ ЖЕ ТЕМЕ НИЖЕ.