На написание темы меня побудили постоянно возникающие посты на тему плохого пуска наших авто зимой, сбитых меток ГРМ и прочих проблем, которые так или иначе можно связать с качеством топлива.
В настоящий момент я пишу работу для одной из крупных нефтяных компаний и в связи с темой работы попутно изучил вопрос о том, откуда поступает топливо на московские заправки, по какой технологии оно производится и как влияет на работу двигателей авто.
С чего это вдруг именно на турбовых двигателях начинают слетать метки ГРМ? Причем так поголовно. А ПРА молчит и отзывную компанию по дефектному механизму ГРМ не объявляет. Может проблему поискать в питании? )
Я не химик и отношения к производству топлива не имею. Поэтому заранее прошу прощения за вольный слог в терминологии. Но в целом все изложенное является вполне открытой, просто не очень афишируемой производителями информацией.
Итак:
1. Содержание бензола по нашей норме 5% (в Москве 3%). В Европе не более 1%. Именно бензол приводит к образованию нагара на свечах. Причина высокого содержания бензола — каталитический реформинг, при помощи которого производится основная масса 95-х бензинов в России. Среди поставщиков бензина на московский рынок до сих пор основу составляют заводы, для которых схема "ректификационная колонна--каталитический риформинг" является базовой. К ним, кстати, относятся и МНПЗ и завод "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". Именно с них горючее поступает на большинство АЗС в Москве. Далее, думаю, по нагару углубляться не надо?
2. Октановое число.
В Европе бензин маркируется иначе. На заправках в Германии весь бензин или Super (95, а по-нашему 98) или Utimate (98, а по-нашему 100). Недавние исследования подтвердили, что наш 98 соответствует по октановому числу европейскому 95. Очевидно, что любое авто адаптируется производителем под топливо страны происхождения. На лючке бензобака написано 95/98. Нетрудно догадаться, что для турбы лучше использовать 98-й бензин.
3. Октановое число — далеко не единственная характеристика бензина, есть еще целый ряд показателей соответствие нормам, которых дают право называть ту или иную смесь бензином АИ-92 (АИ-80, 95, 98) и одна из главных — испаряемость. Для нашего региона характерно такое распределение бензинов по испаряемости (в порядке ухудшения): АИ-80-АИ-92-АИ-98-АИ-95. Это дает ответ на еще один часто повторяющийся вопрос – «почему на АИ-92(98) заводится лучше, чем на АИ-95?»
4. АИ-95 – это тот же АИ-92 + октаноповышающие добавки» — знакомые слова, но не совсем так. В большинстве случаев АИ-92 получается смешением высокооктанового компонента – бензина риформинга с более низкооктановым, но гораздо более «легким» бензином каталитического крекинга. АИ-95 как правило — бензин риформинга + небольшое кол-во добавок (0,1-0,5%). АИ-98 — все тот же бензин риформинга + до 1% ММА+ до 15% МТБЭ. Именно МТБЭ и улучшает АИ-98 по испаряемости, снижая плотность и увеличивая ОЧ.
5. Московский НПЗ, основной поставщик топлива в столицу, совсем не выпускает "зимних" марок бензина. Это происходит по причине дефицита газа бутана, который растворяют в зимнем топливе для повышения его летучести. Таким образом, в сильные морозы следует с осторожностью становиться на заправку на бензоколонки Московской топливной компании (МТК), Газпром-нефти, Сибнефти и "Татнефти" и многих других, поставщиком которых как раз и является Московский НПЗ.
6. На МНПЗ есть только Каталитический крекинг и риформинг, поэтому для превращения "девяносто второго" бензина в Аи-95 используют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) с октановым числом до 120. Такой бензин имеет голубоватый оттенок и немного пахнет больницей. Однако теплотворная способность МТБЭ примерно на 20% ниже, чем у бензина, в который его заливают. Поэтому такое горючее заставляет автомобили разгоняться "спокойнее", чем то, в котором не используются корректирующие октановое число присадки.
В остальной России большая часть заводов уже выпускает топливо с применением современных технологий - изомеризации и алкилирования.
Если бензина столице не хватает (когда, например, на профилактику встает Московский НПЗ), топливо доставляется даже с Новоуфимского НПЗ. Его особенностью является высокое содержание в нем "идеального" моторного топлива — алкилбензина (алкилата), который имеет октановое число 92--98, не содержит ароматических углеводородов и серы. В Аи-95 Новоуфимского НПЗ алкилбензина до 20%, притом, что общая его доля в российском производстве бензина в 2005 году составляла 0,13%.
Новоуфимский НПЗ знаменит еще и тем, что еще в 1967 году начал выпуск бензина Аи-95 "Экстра", который состоял на 70% из алкилата и на 30% из ароматики, при этом содержание бензола равнялось нулю. По своим характеристикам "Экстра" превосходила современный европейский норматив "Евро-4". Весь этот бензин (а его выпускалось всего 10 тыс. тонн в год) уходил в Москву для нужд автопарков ЦК КПСС, МИДа и иномарок диппредставительств. Сейчас он стоил бы никак не меньше 40 рублей за литр.
Установок алкилирования, которых в советские времена было 13, теперь в России всего 5. (Надо бы уточнить) Одна — на Новоуфимском НПЗ, вторая — на Куйбышевском заводе, который поставлял горючее на московские АЗК ЮКОСа, а теперь Роснефти. Также выпускают алкилбензин на заводе "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" и Омском НПЗ (оба Газпром-Нефть) . В 2006 году запущена такая установка на Рязанском НПЗ (входит в состав ТНК-BP), что привело к появлению марочных топлив на автозаправках BP и повышению качества на АЗС ТНК.
На МНПЗ установку по изомеризации запустят к 2012 году, если все будет нормально.
Ну как не очень нудно получилось?
А теперь где заправляться в Москве?
Весь безнин на АЗС Газпром-Нефти (т.е. на Славнефть, Газпром-нефть, Сибнефть) и большинство небрендовых АЗС поступает с МНПЗ. Брендовые поставляют бензин с МНПЗ как правило централизованно через собственную нефтебазу.
Поскольку на МНПЗ нет установок по изомеризации и алкилированию, то ВЕСЬ бензин МНПЗ является продуктом добавления присадок к исходному продукту. Теперь понятно на чем основана легенда о всеобщем производстве всего 95-го бензина из 92-го?
Соответственно та же картина на заправках МТК и Татнефть.
Лукойл — как уже писал, Нижегородскнефтеоргсинтез.
Роснефть — на сайте божится, что топливо с Ачинского НПЗ. А на нем новейшая система изомеризации недавно установлена. Поэтому 92-98 должны быть настоящими Евро-3
ТНК-БП — Рязанский НПЗ. Самый современный из ближайших к Москве НПЗ. Установлены новейшая система изомеризации и алкилирования. То есть на ТНК-БП на сегодня самое лучшее топливо в московском регионе.
Заправляться, по моему мнению, на основе вышеизложенного, можно:
1. ТНК-БП
2. Роснефть
3. Башнефть, если они есть в Москве и если топливо с Новоуфимского НПЗ.
Но. Поскольку вся реализация идет через нефтебазы, то, как бы производители не старались, какие бы меры контроля не вводили, всегда есть риск, что на базе "разбодяжат", так как это единственная для базы возможность левого заработка.
Личный опыт.
С 2001-го года заправляю все машины (на данный момент это 308, Кашкай, Аутбэк, Джаз, Аутлендер) только на БП. Раньше простым 95, а теперь только Алтимейтом. Проблем по топливу не имею. Ранее (с 2003 по 2007) был 307 2.0 с АКПП. Также проблем не было. Антиполюшен не "ловил" никогда.
С декабря перешел на 98 для турбового 308 ибо в первые холода турбина будет с неохотой кушать 95-й.
Переходите на 98, по крайней мере в холода. Скорее всего, забудете о проблеме потери мощности турбины.