Наше путешествие по Лазурному берегу продолжается. На очереди – посещение самой живописной бухты Ривьеры, что буквально в двух шагах от Ниццы.
Миновав порт и направившись из Ниццы по так называемому «Нижнему карнизу» - шоссе Корниш-Инферьор в сторону Монако, огибаем гору Мон-Борон, и вскоре оказываемся в городском предместье – Вильфранш-сюр-Мер.
Как только огибаешь гору, взору начинают открываться захватывающие дух виды
Живописная бухта, красивейший порт и белоснежные лайнеры притягивают и уже не отпускают наши взгляды. Мы останавливаемся на смотровой площадке крохотного скверика, носящего имя монакской принцессы Грейс
Сколько раз здесь не проезжай - по дороге на Кап-Ферра, в Монако ли, в Ментон, а то и далее - невозможно просто проследовать мимо - непременно останавливаешься и «прицеливаешь» фотообъектив
Вильфранш-сюр-Мер сохранил свой исторический облик города XVII века, с крепостью, портом и разноцветными фасадами домов, смотрящимися в зеркало морской глади. Вильфранш - привилегированное место отдачи якоря самых престижных круизных теплоходов
Название Вильфранш переводится как «свободный город». Он был так назван, потому что основавший его в XIV веке граф Прованса Карл Анжуйский установил здесь беспошлинную торговлю. В конце того же века город отошёл к Савойской династии. Окруженный с двух сторон горой Мон-Борон и мысом Кап-Ферра, это один из самых красивых рейдов мира. В XVI веке герцог Савойский решил укрепить этот рейд, чтобы сделать его форпостом для защиты от нападений варваров и портом для военных галер. Он приказал оборудовать здесь внутреннюю гавань и построить крепость. Вплоть до XVIII в, Вильфранш был основным портом Сардинского, а затем Савойского государства и потерял свое особое значение с появлением порта в Ницце. Гора Мон-Борон помешала городу слиться с Ниццей воедино, и Вильфранш остался одним из ее предместий
Вильфранш-сюр-Мер - хитроумное сплетение старинных узких улочек. И это совсем неудивительно – ведь Вильфраншу, как и многим городам французской Ривьеры, приходилось веками тесниться внутри крепостных стен
Сохранившийся до наших дней мощный городской бастион был построен в середине XVI века при Филиппе Савойском. Бастион произвел большое впечатление на Людовика XIV – Короля-Солнце, который повелел его сохранить, хотя приказал сравнять с землей все остальные укрепления герцога Ниццы. Сейчас бастион приведен в порядок, а вокруг него раскинулись великолепные сады
Старая часть Вильфранш поднимается от набережной Курбе, для которой характерны по-итальянски разноцветные фасады домов. Гордостью живописных кварталов городка является улица Обскюр – темная крытая улочка между домами. В старые времена она служила прибежищем от вражеских набегов, под ее сводами население города пряталось и во время бомбардировок. Большая достопримечательность находится в районе порта – капелла Сен-Пьер с росписями Жана Кокто
Несмотря на то, что изначально Вильфранш был рыболовецким портом, история его тесно связана с морскими войнами. Порт, расположенный в очень удобной бухте, когда-то был военно-морской базой Сардинского королевства
История Вильфранш неразрывно связана с историей России.
В 1770 году в порту городка Вильфранш-сюр-Мер швартовался русский флот под командованием графа Орлова, а с середины XIX века Российская империя стала использовать здешний порт как свою средиземноморскую военно-морскую базу. В 1856 году город посетила императрица Александра Фёдоровна, в память о пребывании которой и был устроен позднее бульвар Императрицы в Ницце.
Проиграв Крымскую войну, Россия оказалась отрезанной от Средиземного моря из-за запрета русским судам проходит через черноморские проливы. Выход из ситуации был найден: король Сардинии согласился сдать внаем российскому императорскому флоту порт города Вильфранш. Спустя несколько лет итальянские Ницца и Вильфранш отошли Франции, но хорошие отношения с бывшими врагами-победителями сохранить удалось. В Ницце жила незаконнорожденная дочь Николая I Жозефина, затем сюда приезжает супруга Александра II со двором. В 1865 году на вилле в Ницце умирает наследник престола великий князь Николай Александрович…
Вплоть до Первой мировой войны порт Вильфранш оставался базой снабжения российского флота. Царская Россия аккуратно многие годы платила Франции арендную плату за постой флота, а когда власть в стране сменилась, и совнарком отказался от «наследия прошлого», флот был отобран за долги. История не терпит сослагательного наклонения, но не известно, как развернулись бы события Второй мировой войны, окажись наш флот в нужное время и нужном месте…
После Второй мировой до вступления Франции в НАТО в 1962 году во времена «холодной войны» здесь располагался 4-й американский флот. Теперь же Вильфранш - приятное мирное местечко, в бухту которого, лишь иногда случается, заходят военные корабли
Возможно, многие удивятся, узнав, что здесь в порту Вильфранш-сюр-Мер неоднократно стоял на рейде наш знаменитый крейсер "Аврора": к примеру, во время дальнего похода с гардемаринским отрядом в Средиземном море и Атлантическом океане с осени 1909 года по весну 1910 года; или в марте 1912 года, когда остановка крейсера на здешней базе русского флота была отмечена роскошным приемом на его борту в честь великого князя Бориса Владимировича. Члены императорской семьи и приближенные к ним персоны, прибывающие в Ниццу, ступали на Лазурный берег, спускаясь по трапу того самого крейсера - «Аврора»…
Продолжение следует …