Мастак:сегодня Вин Дизель показал -28, сказал "бррррдым" и затарахтел бодренько
кстати, мне тут вопрос задали: "А что там стоит, ТНВД или насос-форсунки?", а я и не знаю что сказать....
кто тут грамошный, просветите, а?
Здравствуйте
Мастак!
Если "в двух словах", то дизельные двигатели по системе впрыска можно классифицировать на три семейства:
1) с "классической" системой впрыска;
2) с насос-форсунками;
3) с системой Common Rail.
ТНВД (топливный насос высокого давления) в том или ином виде присутствует во всех трёх семействах. НО! В его роль и конструкция в каждом из семейств кардинально отличается.
Далее будем касаться дизелей ТОЛЬКО легковых автомобилей ...
1) У "классических" дизелей ТНВД (в первом приближении) бывает двух типов - рядный и распределительного типа. Отличия лишь в конструкции, причём, конструкции очень сложной, с большим количеством прецизионных узлов, полностью механической и практически с полным отсутствии электроники. С "классической" конструкции, собственно, и началась история дизельных двигателей в начале XX века, и просуществовала она до конца 90-х, "вымря" по аналогии с динозаврами. У "классической" конструкции по современным меркам гигантское количество недостатков - относительно большой расход топлива, малая мощность, высокая шумность, работа с вибрациями, но "ахиллесова пята", проявившаяся в российских условиях эксплуатации - низкая надёжность ТНВД из-за повышенного износа прецизионных плунжерных пар, большого количества "ювелирных механизмиков" и сложной конструкции форсунок - следствие низкого качества топлива и паталогической тяги некоторых сэкономить на всём и вся, которые заправляли свои дизельные автомобили "ослиной мочой". Из-за этого и из-за таких, Россия, в которой качество дизельного топлива в последние 10 лет очень сильно выросло и практически достигло европейского, очень долгое время была закрыта для проникновения современных дизельных легковых автомобилей - публика относилась к ним с очень большим недоверием, соответственно, представительства опасались поставлять дизели в Россию. На этом фоне дизельные Peugeot смотрелись о-о-о-очень выигрышно, в полной мере проявив высокие характеристики, а главное, надёжность своих "классических" дизелей в самых тяжёлых российских условиях. Однако, действуя по-инерции и "с оглядкой", в 2004 году французскими партнёрами было принято непонятное и необъяснимое решение о прекращении поставок в Россию дизельных Peugeot (за исключением Boxer). К слову, вся дилерская сеть была как раз за расширение дизельной гаммы Peugeot, но ...
В не зависимости от этих событий, в 1998 году появился первый дизель Peugeot с Common Rail, а в 2000 году абсолютно все дизели Peugeot стали оснащаться этой системой впрыска, отправив "классику" на заслуженный покой.
2) Дизели с насос форсунками отличаются от "классических" лишь тем, что (образно для 4-цилиндрового дизеля) взяли рядный "4-х плунжерный" ТНВД, "разрезали" его на 4 части, вставили в ГБЦ дополнительный кулачковый вал, "привинтили" каждую из "отрезанных" частей ТНВД прямо на форсунку, а дополнительный кулачковый вал стал приводить плунжеры каждой из частей насоса в движение. Ура! Поднялось давление впрыска, и улучшилась часть характеристик. .... к сожалению, далеко не всех. Дизель, действительно, стал экономичнее и мощнее, чуть снизились вибрации и шум, но ... по мере развития конструкции с насос-форсунками, стала катастрофически расти их сложность. Через какое-то время стало понятие, что применение насос-форсунок - тупиковая ветвь развития систем впрыска дизельных двигателей - малейший прогресс в конструкции насос-форсунок во много раз усложнял их и делал астрономически сложными. Но главный "насос-форсуночный" недостаток проявился, опять-таки в России - из-за безумной сложности конструкции, помноженной на конструктивные недостатки "классической" конструкции (которые никуда не ушли), даже "ерундовый" ремонт "насос-форсуночных" дизелей астрономически дорог.
Насос-форсуночными дизелями с конца 80-х до начала 2000-х активно занималась группа VAG, потратив на это безумное количество сил и средств, поняв, что конкуренты ушли вперёд, после чего, "плюнув" на это дело, в настоящее время перешли к дизелям с Common Rail.
К слову, система впрыска с насос-форсунками НИКОГДА не применялась на дизелях Peugeot - изобретатели дизельного легкового автомобиля (Peugeot Type 156 Torpedo 1921 г.), начавшие серийный выпуск дизелей ещё в далёком 1919 г., быстро поняли, что насос-форсунки - тупиковый путь развития, и искали совместно с Bosch более прогрессивное решение, и ...
3) Дизели с Common Rail (другое название - "аккумуляторная" система впрыска) имеют совершенно иную систему впрыска, чем у двух предыдущих семейств. ТНВД, сильно упростившись в своей конструкции (теперь он ТПНВД - топливоподкачивающий насос высокго давления) теперь выполняет только одну, единственную функцию - поддержание давления топлива в "рампе" (ресивере, "топливном аккумуляторе")), откуда топливо по коротким трубопроводам поступает к электронноуправляемым форсункам, имеющим относительно простую конструкцию. Главное действующее лицо системы Common Rail - компьютер системы впрыска, который открывает форсунки (регулируя порции впрыскиваемого топлива) и регулирует давление в "рампе" Common Rail в зависимости от несколько десятков параметров, поступающих к нему от датчиков, расположенных "везде и всюду" и измеряющих "всё и вся". Иначе говоря, у Common Rail впрыском топлива управляет не ТНВД, а компьютер системы впрыска. Внедрение Common Rail позволило не только преодолеть, убрать ВСЕ недостатки и решить все проблемы предыдущих семейств дизельных двигателей, но и достичь характеристик, а в некоторых случаях и сделать их лучше, чем у бензиновых двигателей.
Марка Peugeot стала одним из трёх пионеров внедрения Common Rail на легковых дизелях (вместе с Mercedes Benz и Alfa Romeo), в 1998 г. запустив в производство дизели 2.0 HDi 90 и 110 л.с. В настоящий момент Peugeot (PSA) является крупнейшим в мире производителем легковых дизелей, считающихся лучшими в мире, которые устанавливаются на автомобили 12-и марок.
Переломным моментом в соревновании "бензинок" и дизелей большинство экспертов считают период 2006-2010 г.г., когда дизельные прототипы Audi и Peugeot одержали свои первые победы в знаменитой гонке "24 часа Ле-Мана" и чемпионатах в гонках на выносливость, не оставив "бензинкам" ни единого шанса.
Так что,
Мастак, теперь, при ответе на подобные вопросы, Вы можете смело говорить с чувством гордости и превосходства - дизель моего автомобиля оснащён системой Common Rail!!!