И всё-таки немного о "Тигре" ...
В музее представлен поздний вариант Pz VI (судя по форме катков и некоторых других фрагментов, танк выпущен в середине-в конце 1944 года).
Pz VI "Тигр" - "их" ответ нашим КВ. Грозен и мощен, "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй". Самый мощный и известный немецкий танк, судьба и история которого за прошедшие 65 лет обросла массой "шелухи". Пользуясь случаем попробую "раскрыть" некоторые из легенд и мифов, связанных с "Тигром" ...
1) Первое боевое появление "Тигра" состоялось на Восточном Фронте (Россия) поздней осенью 1942 года под Питером в районе Синявинских высот/болот. Привезли их три штуки и сразу пихнули на передовую. Два танка сразу же увязли в болоте и затем, с огромными проблемами были эвакуированы назад. Третий увяз в болоте, сломался и был отбит красноармейцами ... Так один из самых первых "Тигров" сразу же оказался у "наших" и был срочно переправлен в НИИБТ Красной Армии. Так что "Тигр" был хорошо знаком нам с первых, ещё экспериментальных образцов. Посему и раскрываются два первых мифа - в 1941 году, когда немцы вторгались в СССР, "Тигром" даже "не пахло", и "Тигр" к Курской битве был хорошо знаком Красной Армии отнюдь не потому, что это был "украденный" кем-то проект, а банальная потеря предсерийного и жутко секретного образца, который при первой возможности захвата врагом должен был быть уничтожен, чего не произошло ...
2) первое массовое применение "Тигров" произошло летом 1943 года на Курской Дуге. Вот только "массовость" эта была весьма условной. Из тысяч (до сих пор точная цифра вовлечённых в боевые действия на Курской Дуге с той и с другой стороны танков неизвестно, но известно точно, что счёт шёл на тысячи единиц!) немецких танков, "Тигров" на Курской Дуге было ... всего 30 (тридцать!) штук! Сухая немецкая статистика показывает, что непосредственно в боях участвовало от силы 15 - 20 танков Pz VI! Остальные были в ремонте, причём, отнюдь не из-за боевых повреждений ...
Не хочется называть идол (или культ?) о супернадёжности немецкой техники мифом, однако факты статистики Панцерваффе говорят об обратном - надёжность "Тигра" была, мягко говоря, не на высоте всю его боевую жизнь.
3) 88-мм орудие "Тигра" - "зенитка", адаптированная под танковое применение, считается некоторыми "экспертами" чуть ли не идеальным танковым орудием. При этом как-то забывают упомянуть, что специальной танковой артсистемы, эффективной и универсальной, немцами так и не было создано за всю II-ю мировую войну. Мало того, почему-то частенько забывается "ахиллесова пята" орудия "Тигра" - крайне малая эффективность против пехоты, особенно прикрытой укреплениями. Это объясняется по-зенитному высокой скоростью снаряда, его относительно небольшой массой и небольшой массой его взрывчатого вещества, как и крайне скудным набором самих снарядов по применению (либо противотанковые, либо осколочные).
Якобы более высокая скорострельность орудия "Тигра" по сравнению с намного более мощными орудиями советских танков ИС-2 (часто используется сравнение - "когда ИС-2 делал 2 выстрела, "Тигр" делал 5-6 выстрелов"), обусловленная "патронным" заряжанием у "Тигра" против "раздельного" у ИС-2, также весьма спорна!
Кстати "Тигру" и Ис-2 довольно редко случалось выходить на дуэль. А если это случалось, то толстая марганцевая броня корпусов и особенно башен ИС-2, к тому же термообработанная по специальной технологии, в большинстве случаев удерживала пусть бронебойный, но лёгкий снаряд "Тигра". В то же время, даже "обычный" фугасный 122-мм гаубичный снаряд ИС-2 попадая в любое место "Тигра" наносил чаще фатальные повреждения - отсутствие дефицитного в Германии марганца делало броню "Тигра" довольно хрупкой - снаряд ИС-2 часто просто проламывал её (отсюда и кличка "сталинская кувалда"). Даже в случае рекошета, взорвавшись рядом с "Тигром", его взрыв, как минимум, приводил к контузии экипажа. Естественно, и против пехоты гаубичный снаряд ИС-2 был на порядок эффективнее, при взрыве не оставляя в живых никого на площади около 3 гектаров.
4) "Шахматное" расположение катков ходовой части "Тигра", и сама её конструкция, возможно, было главным недостатком не только этого танка. Даже в случае попадания 75-мм фугасного снаряда пушки ЗиС-3, часть катков тут же "выламывались", а те, что погнулись, тут же заклинивали ходовую часть танка, обездвиживая его, после чего "Тигр" становился довольно лёгкой добычей для артиллерии. Этот недостаток довольно быстро "раскусили" наши бойцы, и, начиная с Курской Дуги, весьма удачно использовали его, подпустив "Тигра" поближе, и заставив развернуться его боком к артиллерии. На фото из музея хорошо видны последствия попадания снарядов в ходовую часть - зрелище весьма плачевное. Достаточно заметить, что после Pz VI "Тигр", Pz V "Пантера" и САУ "Элефант" "шахматная" ходовая часть больше ни разу не применялась ни на одном из серийных танков, полностью показав свою техническую несостоятельность. Немецкая инженерная мысль, вообще, иногда удивляет бараньим упорством в развитии некоторых, заведомо "мёртвых" технических решений, и такое завидное постоянство, увы, прослеживается до сих пор. ... в том числе и в автомобилестроении.
Мы смоделировали ситуацию, которая наверняка случалась на Курской Дуге, в Белоруссии или в Берлинской операции ... Посвящается нашим дедам-победителям ...
Последствия попадания 75-100-мм подкалиберных снарядов ...