Пых:А кто бы ... рассказал о пользе системы EGR не для окружающей среды и бюджета производителя, а для автомобиля и его владельца?
Спрашивали? – Отвечаем!
О EGR и не только …
С формальной точки зрения система EGR (Exhaust Gas Recirculation, Система рециркуляции выхлопных газов) действительно, считается системой, в первую очередь, обеспечивающей улучшение экологических характеристик двигателя (для дизелей: снижение выбросов NOх, CO, CO2 и других вредных веществ). Но это, повторюсь, лишь с формальной точки зрения, которая стала общепринятой «на потребу европейской публике», «повёрнутой» на экологии, которая в моде и в большом почёте во всём цивилизованном мире.
Россию почему-то нечасто включают в число цивилизованных стран, да и сами россияне относятcя к цивилизованности родной страны с большой иронией. Поэтому рассмотрим EGR без «экологических» оглядок, просто как одну из систем дизельного двигателя, и ответим на вопрос: «что EGR даёт российскому Владельцу, какие выгоды и преимущества обеспечивает, кроме экологии, на дизельных двигателях 1.6 e-HDi 112 л.с. и 1.6 HDi 115 л.с. (DV6C и DV6CM соответственно)» …
1) Вспомним (утрированно, на самом деле EGR под управлением компьютера работает гибко, адаптивно и даже деликатно) принцип работы EGR на дизельном двигателе (отличается от бензиновых): на холостых оборотах клапан EGR открыт максимально, т.е. в цилиндр поступает/перепускается максимальное количество выхлопных газов; на оборотах 2/3 – 3/4 от максимальных рабочих клапан EGR уже полностью закрыт, т.е. выхлопные газы в цилиндры не поступают.
Для чего так? Для того, чтобы понизить обороты холостого хода и снизить расход топлива во время работы на ХХ и минимальных оборотах (примерно до 1000 – 1200 об/мин).
Дизельные выхлопные газы, содержащие солидную порцию азота и его соединений с кислородом, попадая в НЕБОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ в камеру сгорания, замедляют скорость горения и понижают его температуру. Окисление и доокисление происходит с плавным нарастанием температуры и давления. Это значит, что впрыскиваемую на ХХ порцию топлива можно уменьшить, а благодаря многопорционному впрыску, который обеспечивает система управления Common Rail, эту порцию «растянуть» по времени. При высоких температурах окружающего воздуха этот эффект позволяет уменьшить или даже отказаться Common Rail от впрыска «пилотной» порции топлива, что опять-таки снижает расход топлива и упорядочивает его сгорание.
Так что потрясающей экономичностью новейших дизелей при движении в городских «пробках» мы с Вами во многом обязаны современным системам EGR.
Но не только …
2) Температура выхлопных газов на выходе из коллектора у современных дизелей может достигать 600-800°С, а в экстремальных режимах – до 1000°С!
Поэтому современные системы EGR имеют теплообменник «выхлопные газы/охлаждающая жидкость». Обычное назначение этого теплообменника – охлаждение рециркулирующих газов до относительно низкой темепературы (около 150 – 300°С). В «тёплой» Европе наличие этого теплообменника просто и обычно, но в «холодной» России, при низких температурах воздуха его роль важна и значительна!
При морозах …
Сразу же после запуска дизеля теплообменник EGR начинает разогревать охлаждающую жидкость выхлопными газами. Благодаря этому охлаждающая жидкость быстрее разогревается до рабочей темепературы (около 60 – 70°С), а в салон дизельного Peugeot, практически сразу после пуска двигателя, начинает поступать тёплый воздух. В салоне дизельных Peugeot становится тепло также быстро, как у бензиновых «братьев» (если не быстрее и теплее) – и за это ещё одно «СПАСИБО!» системе EGR!
Вполне возможно, что кто-то отпустит реплику - мол «системы EGR ненадёжны – засоряются клапаны». И на это новым дизелям Peugeot семейств DV и DW тоже есть что ответить …
«Старые» системы EGR действительно, в тяжёлых условиях эксплуатации, бывало, не отличались высокой надёжностью по причине отложений сажи и прочих шлаков на рабочих поверхностях клапанов. Клапаны через какое-то время «забивались» и теряли работоспособность. В то же время, очистка клапана или его замена не представляла большого труда и EGR быстро возвращалась в строй ...
Теперь эта проблема решена!!!
Система EGR дизелей DV и DW нового поколения от VALEO не только отличается керамическим седлом и конусом клапана, но имеет очень интересную и важную функцию – автоматическая самоочистка.
Как это работает …
Конический клапан EGR на поверхностях и седле которого через какое-то время скапливаются отложения, шлаки и копоть, которые раньше нарушали его герметичность, теперь автоматически убираются («стряхиваются»). Периодичность самоочистки: в любой момент по сигналу от датчика перемещения клапана (длина перемещения изменилась = нужна самоочистка) или от пробега (самоочистка производится автоматически каждые 5 – 10 000 км в зависимости от интенсивности эксплуатации (рассчитывается компьютером)).
Система управления клапаном EGR по сигналу компьютера подаёт на его управляющий элемент серию кратковременных высокочастотных импульсов, которые заставляют клапан вибрировать с ультразвуковой частотой. Благодаря этому эффекту поверхность клапана и керамического седла мгновенно очищаются от отложений, которые размельчаются до микроскопического уровня и «стряхиваются». Клапан EGR снова в рабочем состоянии!!!
Эта функция автоматической ультразвуковой самоочистки особо важна для эксплуатации дизелей Peugeot в России, где возможность того, что Владелец начнёт лить в бак «ослиную мочу» слишком высока (к сожалению!). Даже в столь экстремальных климатических, дорожных и социальных условиях функция автоматической самоочистки способна увеличить ресурс, «ходимость» системы EGR, как минимум, в 3-5 раз. У заботливого Владельца дизельного Peugeot с DV6C, CM эта система способна надёжно работать десятилетиями!